Черниговский художественный музей основан в 1983 году и размещается в здании бывшей женской гимназии на Валу - территории древнего черниговского кремля. Принадлежащая музею художественная коллекция была передана из Черниговского исторического музея. Ее история неотделима от истории этого музея, а также других черниговских музеев.
Еще до революции самым крупным собранием произведений изобразительного искусства в Чернигове владел Музей украинских древностей В. В. Тарновского. В конце 1896 года этот известный украинский меценат принес в дар городу свою коллекцию, куда входили свыше 70 казацких портретов, более 40 икон и народных картин, около 15 тысяч произведений графики и скульптуры, а также знаменитая коллекция из более чем 400 произведений Т. Г. Шевченко и его последователей. Около 600 живописных, графических и скульптурных работ русских и украинских мастеров XVII - XIX веков, произведения декоративно-прикладного искусства хранились также в музеях Черниговской ученой архивной комиссии и Черниговской духовной семинарии.
После октябрьской революции на Черниговщине была создана целая сеть историко-краеведческих музеев, в которые поступали произведения искусства Интересные работы западноевропейских мастеров поступили из Петербуржского музейного фонда. Всего в период с 1919 по 1928 годы историко-красведческие музеи Чсрниговщины получили свыше пяти тысяч произведений искусства, в том числе работы мастеров, пользующихся всемирной известностью. Но многие из них погибли либо бесследно исчезли в годы Великой Отечественной войны. Лишь шевченковская коллекция, еще до войны вывезенная из Чернигова, сохранилась почти полностью и составляет в настоящее время основу Государственного музея Т. Г. Шевченко в Киеве.
В послевоенные годы небольшая художественная коллекция Черниговского исторического музея стала пополняться за счет уцелевших работ из районных музеев области, а также благодаря единичным поступлениям из Киевского музея русского искусства, Государственного исторического музея Украины, частных собраний. В 1965 году открылся художественный отдел музея, в распоряжение которого был передан памятник архитектуры XVII века - дом Якова Лизогуба.
В настоящее время в Черниговском художественном музее насчитывается свыше пяти тысяч экспонатов. Небольшой, но вызывающий значительный интерес раздел западноевропейского искусства открывается произведениями итальянской школы XVIII века, где привлекают внимание картины "Воспитание Амура Венерой и Меркурием" Якоба Росса и "Коронование" Микеле Скьявоне.
Украшением раздела являются работы голландских и фламандских мастеров XVII-XVIII веков: "Концерт" Хендрика Тербрюггена, "Натюрморт с клубникой" Теодора Каспара Смитса, а также работы неизвестных художников.
Искусство Франции XVIII - XIX веков представлено картинами таких известных живописцев, как Гюбер Робер ("Руины старинного замка"), Франсуа Гране ("Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме"), Эрнест Мейссонье ("Любитель картин"). Значительный интерес вызывают бронзовые отливы с произведений крупнейших мастеров французской скульптуры XVIII- XIX веков Феликса Леконта ("Мария-Антуанетта"), Постава Доре ("Мадонна с младенцем"), Франсуа Помпона ("Козетта"), а также анималистическая скульптура Пьера Жюля Мена.
Уникальными в собрании музея являются картины немецких художников. Среди них - единственное на Украине полотно представителя романтического направления в немецкой живописи первой половины XIX в. Карла Фогеля "Анна Болейн за решеткой".
Влияние живописи немецких романтиков ощущается и в некоторых произведениях австрийского портретиста Генриха Гольпайна ("Портрет Марии Комаровской"). Классицистический пейзаж "Неаполитанский залив" Иоганна Рауха знакомит с интересными попытками этого пейзажиста и анималиста в овладении секретами пленэрной живописи.
Значительно полнее и разнообразнее представлено в музее русское и украинское дореволюционное искусство XVII - начала XX века. Разнообразны по манере письма и стилистическим особенностям памятники украинской иконописи ("Архистратиг Михаил", "Святая Варвара", "Трое святых", "Покрова богородицы"). А красочная, декоративная икона "Георгий Победоносец" вводит зрителя в мир многообразного в своих проявлениях народного примитива. О его связях как с фольклором, так и с профессиональным изобразительным творчеством на Украине свидетельствуют исконно национальные, имеющие символический подтекст жанровые народные картины "Казак Мамай", "Бандурист возле корчмы" и другие.
Гордостью музеи является коллекция украинской портретной живописи. знакомящая с развитием этого жанра на протяжении двух столетий - с конца XVII до начала XX века. К уникальным, классическим образцам ктиторского портрета относится "Портрет Василия Дунина-Борковского" работы неизвестного черниговского иконописца конца XVII в.
Фамильные портреты семейства Галаганов, поступившие из их родового поместья Сокиринцы, отличаются особой психолотической выразительностью. Украшением портретной галереи музея считается "Портрет Василия Дарагана" кисти выдающегося представителя русской художественной школы И. Вишнякова.
В тесной взаимосвязи с местными художественными традициями развивалось творчество многих русских живописцев, особенно после основания в 1757 году Петербургской Академии художеств. Наряду с произведениями бытового портрета, созданными неизвестными крепостными художниками ("Портрет Ирины Галаган") либо дворовыми живописцами (К. Юшкеиич-Стаховский - "Портрет Николая Маркевича"), музей знакомит с творчеством русских и украинских академистов К. Павлова ("Портрет Давида Горленко"), Г. Васько ("Портрет Черкес"), А. Мокрицкого ("Портрет Евгения Гребенки"), А. Волоскова ("Готический мостик в Сокиринском парке"), И. Шаповалепко ("Итальянка"). Н Ге ("Портрет И. М. Скоропадского") и других мастеров, многие из которых создали ряд своих произведений на Чернигивщнне либо по заказу черниговских меценатов.
Полотна середины XIX в. - "Портрет девушки в красном платке" Н. Ге (?), "Гаданье девушек на венках о замужестве" И. Соколина, "Руины дворца Разумовского в Батурине" Л. Лагорио, "На пашне. Осенняя пахота н Малороссии" М. Клодта - яркое свидетельство обращения многих художников образам крестьян, сельскому быту, природе Украины.
Искусство второй половины XIX-начала XX века представлено в музее произведениями "Мефистофель" М. Антокольского, "Пруд на фабричной окраине" И. Крачковсого, "Откуси кусочек" Ф. Бухгольца, "Вечер на Черниговщине" А. Скиргелло, "Рыбачьи Сети" С. Светославского, "Розы" М. Беркоса. Здесь экспонируются также работы художников, которые долгие время либо всю свою творческую жизнь прожили на Черниговщине: П. Рашсвского ("Немые свидетели былой славы", "Улица в Чернигове", "Пароход на Десне"), В. Соколова ("Портрет архитектора А. Ю. Ягна"), М. Холодовского ("Туман"), Ф. Чирко ("Пейзаж"), И. Яременко "Портрет Неговской"),
Особое место в собрании музея занимают произведении учеников и преподавателей Черниговской народной студии искусств (1919-1922) Ф. Чирко, А. Ржезникова, Л. Митькевича, З. Горбовца, И. Кричевского, Г. Тарасовича. Разнообразной была деятельность этой студии, сыгравшей исключительно большую роль в художественной жизни Чернигова периода гражданской войны.
В коллекции украинской живописи 1920- 1930-х годов выделяются полотна-варианты "Переход Красной Армии через Сиваш" Н. Самокиша и "Творцы первой пятилетки" из цикла "Днепрострой" К. Трохименко.
В суровые годы Великой Отечественной войны возник цикл этюдов "В опустошенном Чернигове", подаренный их автором С. Шишко музею.
Возрождению художественных традиций Черниговщины в послевоенный период содействовала творческая деятельность старейших черниговских художников В. Зенченко, Л. Петуся. И. Лисицына. Г. Петраша, а также A. Мордовца, А. Шкурко, М. Прокопюка. Современное изобразительное искусство Черниговщины достойно представляют В. Емец, А. Какало, Е. Крип, B. Трубчанинов.
Знакомит музей и с произведениями таких выдающихся мастеров украинской живописи, как М. Дерегус, В. Костецкий, С. Григорьев, Т. Яблонская, И. Бокшай, З. Шолтес, А. Кашшай.
Отдел отечественного искусства активно пополняется и расширяется благодаря поступлениям из Дирекции выставок Министерства культуры Украины, Союза художников Украины, а также из мастерских художников и частных коллекции. Одни произведения, такие как "Утро" М. Антончика, "Первая борозда" А. Максименко, давно занимают почетное место в экспозиции музея.
Кроме станковой живописи, собрание музея включает обширную коллекцию графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Казак Мамай ЯКОБ РООС.1682 - 17... (?). Италия
ВОСПИТАНИЕ АМУРА ВЕНЕРОЙ И
МЕРКУРИЕМ
Холст, масло ХЕНДРИК ТЕРБРЮГГЕН 1587–1626.
Голландия КОНЦЕРТ 1626 Холст, масло МИКЕЛЕ СКЬЯВОНЕ
Вторая половина XVIII в. Италия (?).
КОРОНОВАНИЕ, холст, масло не буду дальше выкладывать , очень много можно черпнуть вот
здесь